ВШЛ,  Цитатник

Ф. Майрингер, «Лошади созданы, чтобы быть лошадьми».

“Да вот в чём беда: люди всегда думают, что лошади созданы для человека, но это не правда. Лошади созданы, чтобы быть лошадьми”.

Франц Майрингер

До сих пор считаю эту книгу лучшей книгой по работе с лошадью и верховой езде из всех, переведённых на русский язык.

Франц Майрингер — мастер Венской Школы Верховой Езды. И этот факт говорит сам за себя. Комментарии тут излишне.. Добро пожаловать в Венскую Школу!

“Естественное предназначение лошади — двигаться вперёд”.

“Если мы обучаем лошадь, а она не идёт вперёд, это означает, что мы согрешили против природы”.

“Основа выездки, основа всего, что мы делаем с лошадью, — это движение вперёд. Лошадь должна идти вперёд”.

“Всадник делает то, что ни в коем случае не имеет права делать. Он подменяет искусство насилием”.

“Мы должны сначала выяснить ЗАЧЕМ, а после этого уже подумать КАК”.

“Главная проблема — это унаследованное нами невежество. Неправильное мышление в прошлом приводит к ошибочному подходу в настоящем, что даёт в итоге разрушительные результаты”.

“Спешить надо медленно”.

“Мы должны думать”.

“Всё просто: пользуйтесь здравым смыслом”.

“Лошадь создана такой, какая она есть. Мы не в силах изменить это”.

“В любом случае, держитесь, как бы то ни было, за что бы то ни было, как только можете, но только не падайте. Даже если вы при этом смотритесь не очень ловко, помните, что вы будете выглядеть намного хуже, если свалитесь”.

“Имей лошадь силу разума, которую человек не использует, общаясь с лошадью, мы бы не могли даже приблизиться к ней!”

“В действительности лошадь не упадёт и не должна упасть, если человек использует свой разум”.

“Верите или нет, если лошадь понимает, чего от неё хочет всадник, она это сделает”.

“Память лошади — это огромный начальный капитал всадника, но он может превратиться и в задолженность, ибо лошадь не забывает вредные уроки. Мораль такова: лошадь нужно обучать, прежде всего, правильным вещам”.

“Запомните, у всадников не бывает проблем с лошадьми. Всё наоборот: это лошади имеют проблемы со всадниками!”

“Поскольку лошадь должна уравновешивать всадника, его посадка — это первое дело”.

“Если я попробую сказать лошади, что она должна сделать, она посмотрит на меня своими большими, полными доверия глазами и подумает, что я “загнул”.

“Трагедия конника заключается в том, что он не осознаёт, что лошадь точно так же развивается естественным образом”.

“Что должен делать всадник, чтобы иметь возможность сохранять баланс собственного тела? Как я уже сказал, он должен сидеть спокойно.И это всё, больше ничего”.

“Вы находите, что это легко — сидеть спокойно? Нет, это очень трудно”.

“Вы обязательно должны ездить без стремян, иначе вы никогда не преодолеете величайшее препятствие в своём теле”.

“Лошади потрясающе сосредоточены, по степени концентрации они значительно превосходят нас”.

“Лошади концентрируются, если мы просим их об этом”.

“Каждое движение вашего тела должно что-то сообщать лошади, и если оно ей ничего не сообщает, потому что вы не двигаетесь, это означает, что всё в порядке, “всё хорошо”.

“Вы не сможете контролировать ту ногу, которая не подставлена под ваш вес”.

“Это очень трудно, ничего не делать”.

“Всё, что от вас требуется, — это научить лошадь тому, чтобы она делала то, что она умеет делать тогда, когда вы этого хотите”.

“Вес должен стекать вниз прямо в вашу лошадь. И если ваш вес находится в ней и вы неподвижны, вы даёте ей шанс обрести равновесие”.

“Вы должны прислушиваться к ударам копыт вашего коня. Езда должна быть как молчаливая музыка; вы должны ощущать ритм копыт своего коня у себя в крови”.

“Именно лошадь должна уравновешивать всадника, а не наоборот”.

“Вы не должны опережать лошадь, и не должны отставать от неё, просто возьмите её с собой. Вот и всё. Вы должны двигаться вместе с лошадью”.

“Очень старая поговорка гласит: “поезжай вперёд и выпрями лошадь!”

“В большинстве случаев лошадь достаточно эластична, а всадник слишком скован. Всадник должен уступить первым”.

“Если лошадь в действительности не выпрямлена, и недостаточно гнётся, то собрать её невозможно”.

“Вот вся концепция обучения: нужно, чтобы езда на вашей лошади сделалась для вас максимально удобной и приятной, и чтобы ваша лошадь стала прямой и гибкой”.

“Неизменно пользуйтесь здравым смыслом на протяжении всего периода обучения”.

“Рутина позволяет нам, не задумываясь, делать разные вещи. Но если вы занимаетесь обучением лошади, вы должны думать постоянно”.

“Сосредоточьтесь на посадке. Это самое главное”.

“Включите свой здравый смысл: вы являетесь грузом, и если вы не сидите спокойно, лошадь не в состоянии исполнить что бы то ни было!”

“Любое простое движение следует рассматривать как гимнастическое упражнение, и только при таком подходе вы гарантированы от ошибок”.

“Если лошадь начинает опускаться и вы можете удержать её в воздухе, слегка приняв повод на себя, это означает, что вы преодолели земное притяжение!”

“Поезжай медленно, я спешу!”

“Не спеши, потому что у тебя мало времени”.

“Мы не могли бы ничему научить лошадь, если бы у неё не было бы памяти. Поскольку она умеет запоминать, у неё должен быть разум!”

“Вы понимаете, к чему я клоню? Если вы хотите знать, как следует ездить верхом на лошади, наблюдайте, как движется лошадь сама по себе, на свободе. Как она идёт шагом, рысью и как она галопирует. Как она прыгает. Присмотритесь внимательнее, и вы увидите красоту, ритм и гармонию её движений. Затем сядьте, закройте глаза и постарайтесь запечатлеть эту картину легчайшей грации, красоты и гармонии в вашей голове, в вашем сердце. Никогда не забывайте этот образ. Потому что это и есть то, как вы должны ездить на вашей лошади. В этих немногих словах содержатся все знания о мире, равно как и цель вашего обучения верховой езде!”

“Сохраните лошади её естественный ход. Сохраните её инстинкт идти вперёд. Сделайте это, и вы обязательно добьётесь успеха, потому что вы уважаете мудрость природы”.

“Верните лошади её естественный ход с вашим дополнительным весом на её спине. В этом вся суть обучения лошади, её тренинга или выездки, как это принято называть в спортивном мире”.

Вы всё ещё думаете, что выездка — это таинство? Или, как сказал Гарри Карпентер в “Дейли Мейл”: “Это что-то такое, что иностранцы делают чертовски хорошо”. Нет, я уверен, вы согласитесь со мной, что выездка — это самое естественное дело, какое только можно себе представить”.

“Для большинства людей верховая езда это не такое дорогое дело, как строительство дома, но если вы хотите успешно подготовить лошадь, вы должны быть в своих расчётах так же точны, как архитектор”.

“2400 лет назад Ксенофонт сказал: “Насилие не может создать ничего прекрасного”. Это означает, что поскольку мы намерены создать нечто прекрасное, мы не должны использовать насилие в отношениях с нашей лошадью. Ведь мы хотим показать лошадь во всей красоте её естественных движений. Поэтому мы должны относиться к лошади, обращаться с ней и уважать её, как своего друга”.

“Лошадь может быть прекрасным другом! Лошади никогда не подведут вас, никогда не предают, и вы можете быть уверены, что на любовь они ответят любовью, на что не всегда можно рассчитывать со стороны друзей в облике человека”.

“Чтобы использовать способности лошади в максимальной степени, мы должны избегать противоборства с ней. Мы должны поставить её в благоприятные условия. Мы должны завоевать её доверие. Лошадь должна доверять нам. Она должна верить в нас, и тогда мы сможем доверять ей и она всегда будет стараться изо всех сил”.

“Я хочу достичь взаимного понимания с моей лошадью на основе демократии. Я хочу научить её свободно, без сопротивления подчиняться своим обязанностям. Я обучаю и тренирую её для того, чтобы она исполняла различные задания весело и с величайшей легкостью. Делая это таким образом, я добиваюсь её доверия, сотрудничества и полностью использую дар её умственного и физического потенциала”.

“Верховая езда — это нечто большее, чем просто сидение на спине лошади”.

“Естественно, наш долг заботиться о лошади. В конце концов, всё, что она делает, не требует от нас чего-то взамен, поскольку предполагается, что у нас больше мозгов, чем у неё. Правда, я никогда не видел курящую или пьяную лошадь, развлекающуюся на вечеринках или в ночных клубах”.

“Лошадь — вегетарианка, она не создана, чтобы убивать. Всё её существо создано для быстрого бега, для покрытия больших расстояний”.

“Лошадь должна идти вперёд; если она не идёт вперёд, значит она плохая. Её естественное предназначение — скорость; вот почему она должна идти вперёд, когда мы её обучаем. Если мы обучаем лошадь, а она не идёт вперёд, это означает, что мы согрешили против природы, и мы платим за это штраф, даже если не осознаём этого”.

“Самая большая ошибка, которую допускают большинство всадников, состоит в том, что они полагают, что лошадь думает так же, как они. Но это не так! Задача всадника — осознать, что именно он должен приспособить своё мышление к разуму лошади и попытаться думать и чувствовать, как лошадь”.

“Лошади умны, даже если они не думают и не действуют, как мы. Они по-своему интеллигентны, и я абсолютно уверен, что каждый имел случай убедиться в их изумительной памяти. Они не забывают, чему их научили. Так что старайтесь учить их только хорошему, потому что они не забывают хорошее, так же как и плохое”.

“Лошади умеет от рождения ходить шагом, рысью, галопом, прыгать, поворачивать направо и налево, крутиться вокруг себя как хочет. Она может делать всё, что само по себе естественно для лошади. Понятно, что нам нечему учить её. Всё, что мы можем сделать, — это дать ей образование с тем, чтобы она выполняла все эти естественные движения, когда мы этого хотим, а не тогда, когда и как ей этого хочется”.

“Я лично думаю, что единственное, в чём лошадь показывает нехватку ума, так это в том, что она старается исполнить то, к чему она не готова”.

“Любая ошибка в вашем планировании, обучении и обращении оставит длительный отпечаток в памяти вашей лошади. Поэтому вы должны быть уверены, что всё, что лошадь испытает и чему она от вас научится, должно быть полезным и не принести вреда её дальнейшему обучении”.

“Лошадь, в отличии от нас, всегда старается, даже если условия не самые лучшие. И даже в очень плохих условиях, когда под она под всадником страдает, лошадь всегда будет стараться изо всех сил, хотя при этом ей не удастся показать, на что она способна, будь условия лучше”.

“Лошади — совершенно особенные животные. Они уникальны, абсолютно не похожи на всех остальных животных. Никакое другое существо не выносит столько несправедливости, непонимания, неправильного отношения к себе и обращения с собой, и всё равно она старается служить нам честно, охотно, изо всех сил. В самом деле — это шедевр творения”.

“Путей ускоренной выездки лошади не существует. Лошадь должна получить необходимую подготовку и продвигаться вперёд медленно и последовательно, шаг за шагом, имея достаточно времени для того, чтобы понять и усвоить. Поскольку этот факт зачастую игнорируется, многие лошади оказываются подготовленными недостаточно, они страдают, а тренеры испытывают разочарование, не понимая, что в неудаче виноваты они сами, потому что им не хватило терпения продвигаться вперёд медленно и последовательно”.

“Часто неудачу сваливают на судьбу. Но применительно к лошадям такой вещи, как судьба, не существует.  Обучайте лошадь грамотно, и вы получите надёжного партнёра на многие годы”.

“Давайте поблагодарим Создателя за то, что лошадь желает делать то, что человек не стал бы делать, и делает это старательно”.

“Лишь только человек в своём великолепном невежестве мог родить идею, что он должен усовершенствовать создание Господа и, спасая лошадь от вымирания после 55 миллионов лет эволюции, привести её в состояние равновесия”.

“Может ли он сделать что-нибудь, чтобы облегчить работу лошади? Да, может: СИДЕТЬ СПОКОЙНО. В этом весь секрет. Сидеть спокойно, ни больше, ни меньше”.

“И это снова возвращает нас к тому, как замечательны наши лошади. Они не только несут нас на себе даже тогда, когда мы нарушаем их естественное равновесие, но и, в отличии от большинства людей, умудряются угадывать, чего мы от них хотим”.

“Всаднику необходимо понять, что он должен действовать так, чтобы его поняла лошадь. Верите или нет, если лошадь понимает, чего от неё хочет всадник, она это сделает!”

“Всадник должен управлять своим телом таким образом, чтобы в любых условиях знать, что делают отдельные части его тела и быть способным использовать любую часть тела, независимо от остальных его частей. Всадник должен постоянно ощущать своё тело”.

“Помните, для лошадей не существует такая вещь, как судьба. Она всего лишь ваше идеальное зеркало, полностью отражающее вас как личность — характер, темперамент, ум, терпение. Они расскажут о вас лучше, чем любой писатель”.

“Поскольку лошадь должна уравновешивать всадника, его посадка — это самое первое дело. Всё остальное имеет второстепенное значение. Итак, всё, что может сделать всадник, чтобы помочь лошади, — это сидеть прямо и спокойно”.

“Сопротивление и борьба — это следствия того, что лошадь не понимает, что ей нужно делать, либо всадник не понимает, как научить этому лошадь”.

“Всадник должен сидеть на лошади так, что если бы из-под него убрали лошадь, он остался бы стоять в той же позиции. Тело всадника (груз) само по себе должно быть сбалансировано”.

“Что должен делать всадник, чтобы иметь возможность сохранять баланс собственного тела? Как я уже сказал, он должен сидеть спокойно. И это всё, больше — ничего. Сидеть спокойно — только два простых слова. Вы находите, что это легко — сидеть спокойно? Нет, это очень трудно”.

Для того, чтобы добиться правильной посадки, при которой вы сможете сидеть спокойно, вы должны не мешать лошади. Вы не должны вмешиваться в то, как идёт ваша лошадь. Искусство езды состоит в искусстве не мешать! Вот и всё”.

Важно, чтобы вы признали право лошади на справедливое отношение к ней, правильно обращались с ней и никогда не притесняли её. Жестокому обращению с лошадью нет оправдания”.

“Вы должны сидеть, и вы должны выпрямиться, и вам придётся изрядно потрястись в седле, прежде чем вы, наконец, расслабитесь и сядете в седло. Дайте себе свободу, пустите себя внутрь лошади”.

“Но если вы одинаковым образом прикоснулись к лошади один раз, и второй, и третий, вы удивитесь, как быстро она вас поймёт. Лошади потрясающе сосредоточены; по степени концентрации они значительно превосходят нас”.

“Ни в коем случае не позволяйте себе подумать, что вы можете уравновесить свою лошадь. Всё, что вы можете успешно делать (и это делают постоянно), — это нарушать её баланс. Вы не в состоянии уравновесить лошадь”.

“ Чем лучше вы управляете своим телом и чем более содержательными становятся ваши средства управления, тем быстрее вас будет понимать лошадь, ибо она всегда очень внимательна”.

“Быстрота реакции. Ездить, ездить и ездить! Лить слёзы отчаяния. Вот что я могу обещать вам. Как сказал Черчилль в 1941 году: “Я обещаю вам кровь и слёзы, но Победа будет за нами!” Я обещаю вам то же самое. Кровь, слёзы, много тяжёлой работы, но победа будет за вами”.

“Избегайте борьбы с лошадью, как огня”.

“Очень важно, чтобы вы осознавали, что лошадь знает, о чём вы думаете. Верите вы или нет — лошади знают это”.

“Думайте только в положительном ключе. Это вы собираетесь сделать это! А лошадь поймёт вас и почувствует вашу решимость, и тогда она сделает это”.

“Нельзя требовать от лошади больше того, на что способны сами”.

“Смысл обучения лошади в процессе выездки состоит в том, чтобы как можно дольше сохранять её в рабочем состоянии. Выездка — это систематическое развитие умственных и физических возможностей лошади. Научив лошадь правильно использовать себя, имея на спине всадника, мы предупреждаем её преждевременное разрушение”.

“Мы должны признавать право лошади на равноправные отношения. Ты не можешь объяснить что-то лошади. Ты должен показать ей, чего ты хочешь, и дать время, чтобы она тебя поняла”.

“Если всадник может контролировать задние ноги лошади, это означает, что он контролирует всю лошадь”.

“Вы говорите: “Иди!” — и она идёт. Это самый важный урок в её жизни. Никогда не позволяйте ей уклоняться от его исполнения. Всё обучение зависит от принятия лошадью посыла вперёд. Мы должны обучить её делать то, что она может делать от природы, но только тогда, когда мы этого хотим”.

“Если всадник не контролирует свою посадку, он не может контролировать средства управления”.

“Неважно, каким аллюром вы идёте, собранным, рабочим или прибавленным — ритм должен быть один и тот же. Ни при каких обстоятельствах ритм не должен учащаться. он всегда должен быть одинаков!”

“Каденция — это выразительность последовательного движения. Вы можете ехать шагом, сохраняя ритм; но если вы едете шагом и у вас есть каденция, это означает, что вы куда-то стремитесь. Это — жизнь. Это экспрессия в самом движении. Это очень трудно передать словами. Это просто жизнь. Лошадь — живое существо, и она куда-то стремится. Это — вдохновение”.

“Идеально прямая лошадь — это ваша цель, потому что без выпрямления и без гибкости нет основы для сбора. Если лошадь в действительности не выпрямлена и недостаточно гнётся, то собрать её невозможно”.

“Если ты умеешь правильно проехать поворот, ты можешь делать всё остальное — всё, что захочешь!”

“Если вы свешиваетесь на одну сторону, лошадь не может смягчить повод на этой стороне, потому что если она сделает это, она оступится и упадёт. У неё хватает ума этого не делать”

“Любое простое движение следует рассматривать как гимнастическое упражнение, и только при таком подходе вы гарантированы от ошибок”.

“Если в процессе выездки мы не двигаем лошадь вперёд, мы препятствуем её естественному предназначению, и отсутствие прогресса в её обучении  будет для нас заслуженным наказанием. Обмануть природу нам не дано”.

“Умение управлять разными частями своего тела — это ещё не всё. Мы должны также уметь управлять своим настроением. Это очень важно, но, к сожалению, многие всадники не обращают на это достаточное внимание”.

“Выездка означает нечто большее, чем просто не свалиться с лошади. Она требует самообразования. Поэтому многие её не любят. Она также означает, что всадник, занимающихся выездкой, не вправе винить свою лошадь; он всегда должен винить себя”.

“Тот, кто занимается выездкой, должен в совершенстве владеть своим телом и в совершенстве владеть умом и телом своей лошади — в этом двойное удовольствие от достигнутого”.

Выпрямить лошадь и одновременно свободно двигаться вперёд — это первое требование к любой лошади, чтобы она обрела лёгкость в езде”.

“Сбор означает большее включение, более активную работу зада, но при этом голову лошади не следует принимать на себя! До сих пор все движения выполняются в один след, и это даёт нам вполне достаточный контроль над лошадью, вполне удовлетворительный как для прогулочной, так и для конкурной”.

“Лошади не выносят лжи. Если у вас в голове неразбериха, ваши действия и реакция будут отражать состояние ваших мыслей. Нельзя иметь гибкое тело, не имея гибкого ума. То же самое относится к лошади. Её телом также управляет ум. Вот почему прежде чем что-то делать, мы должны привести её ум в спокойное состояние. только после этого появится надежда, что она поймёт, чего мы от неё хотим, и только в этом случае она будет готова с нами сотрудничать”.

“лошади — хорошие ученики, они учатся быстро и охотно. Лошади также обладают выдающейся памятью. Они помнят, чему научились, и никогда этого не забывают. Будьте всегда уверены, что вы обучаете лошадь только хорошему, потому что она запоминает плохое даже лучше”.

“Выездка означает признание всего того, что есть ценного в жизни”.

“Терпение — качество абсолютно необходимое для любого учителя”.

“Всадник не может помочь лошади совершить прыжок; он может лишь подвести её с правильным импульсом и скоростью в правильную точку. Всё, что от него требуется после этого, — не мешать!”

“Хорошо образованная учебная лошадь поможет начинающему всаднику выработать чувство, которое ему необходимо. С помощью тренера всадник научится чувствовать, правильно или неправильно идёт лошадь. Для одновременного обучения и всадника и лошади нужен тренер, одарённый от Бога бесконечным терпением”.

”Помните, что лошадь есть лошадь, и не судите её в отрыве от её естественных движений. Искусственные движения ничего не стоят”.

“В деле верховой езды спортсмен сосредоточен на одном и том же — на улучшении собственной посадки, чтобы с её помощью иметь возможность обучать и воспитывать лошадь. Конечно, здесь имеются различные аспекты, но, в общем-то, все свою спортивную жизнь мы делаем одно и то же”.

Подробнее о посадке и философии Мастера.

“Ваш вес должен опускаться вниз, в седло. При взгляде на вас я должен видеть, как весь ваш вес стекает вниз и дальше сквозь ваши каблуки. Всё должно стекать вниз прямо в вашу лошадь. И если ваш вес находится в ней и вы неподвижны, вы даёте лошади шанс обрести равновесие. Ваш вес не раскачивается назад и вперёд, не склоняется влево или вправо и не подскакивает без конца вверх и вниз. Ваш вес стекает вниз и покоится мягко и неподвижно на спине лошади. Это именно то, под чем лошадь должна уравновесить себя, и поэтому вес и есть ваше важнейшее средство управления. Более того, это вам ничего не стоит, даже малейших затрат энергии. Всё, что от вас требуется, — опустить ваш вес вниз, а остальное природа сделает сама. Большинство всадников используют всё своё тело, чтобы держать себя в напряжении, и таким образом добиваются того, чтобы их вес не опустился вниз. Как только вы расслабитесь, я не имею в виду — расползётесь, а расслабитесь, сохраняя правильную и сбалансированную посадку, вам больше ничего не нужно делать. И вот в этом-то обычно и заключается проблема. Это очень трудно, ничего не делать.

Так вот. Нельзя придумать ничего проще: начнём движение и ваш вес опустится вниз. Если вы так сделали, вы никогда не упадёте с лошади, потому что вес находится на своём месте — внутри лошади, и он всегда притягивает вас вниз. Искусство, а вам придется здорово потрудится, чтобы овладеть им, состоит в том, чтобы выработать в своём теле способность оставаться расслабленным и гибким, несмотря на то, что лошадь под вами подбрасывает вас вверх и вниз. Ваш вес должен покоиться в седле и перемещаться вместе со всем движениями лошади. Никакие дополнительные движения не должны быть видимы. Должно быть лишь одно движение- движение лошади, идущей рысью, идущей галопом, и в унисон с ней движение всадника. Вы видите движение всадника и лошади под ним, и когда лошадь поднимается и опускается, всадник вместе с ней поднимается и опускается. Но если галопирующий мимо вас всадник подпрыгивает и машет руками и локтями, поднимает и опускает руки — это уже “дополнительные движения”. Все дополнительные движения, даже самые незначительные, способствуют нарушению баланса лошади”.

“Однажды, примерно три недели спустя после моего поступления в Испанскую высшую школу верховой езды в Вене, мне довелось ехать на прекрасно выезженном школьном жеребце. Нам нужно было перевести лошадей из одной конюшни в другую, потому что у одной из лошадей появились признаки мыта. Мы выехали на поле недалеко от Венского ипподрома. В тот день нам пришлось работать лошадей на открытом месте, недалеко от которого проходила железнодорожная ветка. Грузовой состав с двумя паровозами спереди и сзади промчался мимо нас с ужасным грохотом. Я сидел на жеребце, который не видел поездов лет 12, а ему к тому времени стукнуло уже 14. Он и рванул! Я вцепился в поводья мунштучного оголовья изо всех сил. Старый Учитель, который выездил этого жеребца, гаркнул:

— Ты затянул повод!

А я подумал: “Если бы я не удержал его, он бы понёс”. Я должен был удержать его.

На следующее утро грузовой состав появился снова; они всегда появляются не вовремя. Вчерашний жеребец сорвался и помчался по кругу, и я ничего не мог с ним поделать. Старый Учитель сказал:

— Стой, давай сюда! Придержи его.

Он сел на жеребца, и можно было видеть, как вес всадника действительно перелился (опустился) в седло. Жеребец танцевал на месте, его ноздри раздувались, казалось, он вот-вот взорвётся. Чтобы я хорошенько зарубил это себе на носу, Старый Учитель повторил:

— Я же сказал, ты слишком затянул его.

Он бросил повод, и, несмотря на это, жеребец продолжал танцевать на месте. Он оставался на месте, потому что вынужден был сохранять своё равновесие под весом всадника.

Может быть, это трудно понять, если вы не испытали этого сами. Но в действительности вес, опустившийся вниз, подобно якорю закрепляет лошадь на месте; она не может сдвинуться, пока вы ей этого не разрешите. Очень важно именно слить (опустить) свой вес вниз. Помните об этом”.

“Если вы принимаете вызов на борьбу, вы должны быть к ней готовы. Это может быть очень опасно. Если вы вызвали лошадь на борьбу или кто-то приучил её к этому, будьте готовы победить или умереть. Да, это звучит несколько пафосно, но не стоит начинать, если вы не полны решимости свернуть ей шею и заставить её сделать то, что нужно, или самом приземлиться вниз лицом. Кто-то должен уступить. В противном случае и не пытайтесь, иначе вы будете обречены на поражение, и тогда вы потеряете свою лошадь и она станет непригодной. Вот почему следует как можно старательнее избегать борьбы с лошадью. И когда я говорю, что вы должны быть готовы свернуть ей шею, я не имею в виду, что вы действительно это сделаете. Важно, чтобы вы внутренне были готовы к этому. Она поймёт это”.

“Всё движение идёт от лошади. Тело всадника должно оставаться неподвижным до того момента, пока он не применит посыл. Всадник должен двигаться вместе с лошадью; любое дополнительное движение тела всадника нарушает равновесие лошади и портит её ход. Опущенный в седло вес позволяет всаднику контролировать задние ноги лошади и, следовательно, её способность двигаться вперёд. Если тело всадника является достаточно гибким, оно следует за движениями лошади и не мешает работе мышц и спины лошади”.

“Как вы сидите на лошади? Раскройте кости седалища и как можно глубже опуститесь в седло. Бёдра должны как можно плотнее прилегать к седлу и лежать параллельно плечам лошади. Нужно сидеть в седле выпрямившись.ю отведя плечи назад и вниз. Поднимите голову и смотрите вперёд между ушами лошади. Опустите руки вниз и спокойно держите их в положении вперёд. Держите пальца закрытыми и округлите кисти так, чтобы можно было заглянуть внутрь. Ваши запястья должны быть эластичными, очень эластичными, а локти спокойными и прилегать к телу. Движение должно идти не от руки, а от запястья каждой руки, поэтому держите руки спокойно по бокам в удобном положении. Не напрягайте руки. Каблуки должны быть опущены вниз, носки внутрь. Нижняя половина вашего тела должна быть гибкой, так чтобы каждая часть тела могла действовать независимо от других его частей. Когда вы сидите глубоко в седле, выпрямившись, и ваше тело спокойно и гибко, тогда вы можете почувствовать лошадь и воспользоваться средствами управления. Длина стремени должна быть на уровне между лодыжкой и каблуком сапога. лодыжки должны быть гибкими. Колени лежат плотно к седлу. Большинство всадников почему-то ездит с открытым шенкелем.

…. Руки должны быть опущены вниз, и каблуки также вниз, и вовсе не потому, что мне так нравится. Меня меньше всего беспокоит, где они находятся на самом деле, но если оба каблука опущены вниз, это означает, что ваш вес распределён равномерно. То, что мы наблюдаем сбоку, мы видим и сзади. Всадник не свешивается в ту или другую сторону. То же самое — спереди. Вес всадника должен быть равномерно распределён на спине лошади”.

“Всё спокойно, и, что особенно важно, руки должны быть частью вашей посадки. Это означает, что вы начинаете движение — и ваши руки начинают движение, точно так же как и всё ваше тело, а не как что-то отдельное от него”.

“Вы должны держать тело и руки как единое целое, иначе ваши руки не смогут возглавить лошадь, сохраняя при этом их неразрывную связь со спиной”.

“Это очень просто. Вы посылаете лошадь сюда, но если руки не составляют неотъемлемой части вашей посадки, вы не сможете держать их спокойно. Ваши руки склонны двигаться; вы посылаете лошадь сюда, а она уходит туда. И опять вы посылаете её сюда, а она уходит, и это уже напоминает наполнение бездонной бочки. Этим можно заниматься без конца, пока не умрёт ваша лошадь или до конца своих дней, и всё равно у вас ничего не выйдет. Потому что когда вы её собираете, вы чувствуете, как она округляется (поддаётся прямому сгибанию), но при этом в самом начале пытается куда-то ускользнуть, уйти наружу или внутрь.Если плечи всадника не отведены назад и локти не прилегают к телу (просто слегка прижаты, а не притиснуты), вы не сможете предупредить сопротивление лошади, ибо как только она выставит нижнюю челюсть, ваши руки невольно слегка уйдут вперёд. А если ей это удалось, этого достаточно: вы уже её упустили.

Таким образом, ваши руки и тело должны составлять единое целое, и когда вы говорите лошади: “Иди!” — это единое целое (руки вместе с телом) должно двигаться вместе , и руки не должны действовать отдельно, опережая движение лошади. Вы не должны опережать лошадь и не должны отставать от неё, просто возьмите её с собой. Вот и всё. Вы должны двигаться вместе с лошадью.

Во время занятий я всегда старался подчеркнуть, что всадник не должен вытягиваться сильнее в одну или другую сторону. Его вес должен быть распределён равномерно. Важно, чтобы всадник избегал такого положения, при котором у него один шенкель был бы короче другого. Это часто случается на поворотах. Когда лошадь изгибается, она по инерции подталкивает вас внутрь и заставляет сократиться в эту сторону, и тогда тот или иной шенкель делается короче, в то время как противоположный шенкель оказывается менее вытянуты. Вот почему во время поворота или принимания всадник должен распрямиться во внутреннюю сторону, но не более того, не перемещать свой вес, не вытягивать внутренний шенкель, больше внешнего, иначе распределение веса станет совершенно иным. Возможно, вам хочется, чтобы лошадь вытянулась и на внешнюю сторону (на повороте, при движении по окружности, во время принимания и т.д.). Однако, стремясь к этому, всадник часто опускает своё внутреннее бедро, что сокращает его внутренний шенкель и переносит вес на внешний шенкель. Поэтому, распрямляя вниз свой внутренний шенкель, вы не должны делать его длиннее вашего внешнего шенкеля; оба шенкеля должны быть одинаковы. Вот что означает распрямиться вовнутрь, исполняется ли простой поворот, или принимание, или что-то ещё. Вы можете слегка усилить упор в стремя. Но это не означает, что в этот момент вы усилили этот шенкель. Вы можете усилить упор, отклонившись назад на внутреннюю или внешнюю седалищную кость, и никто этого не заметит, потому что всё происходит внутри всадника. Но будьте осторожны, чтобы не “переборщить”, распрямляясь вниз в одну сторону больше, чем в другую».

“Кисти нужно всегда держать в “положении вперёд”. Многие австралийцы говорят, что лошадь взяла железо, в то время как она тянет, как паровоз. Это неверно. Вы должны чувствовать в руке как бы лёгкую натянутую резиновую ленту. В этом случае вы можете усиливать нажим, вы сможете отдавать и принимать лошадь. Очень важно, чтобы вы высылали лошадь вперёд своим весом, подобно тому, как большой толстый человек выталкивает из круга маленького. Тогда лошадь попросится на железо и возьмёт его сама. 

Кисти должны быть замкнуты. Не разрешайте лошадь брать повод, когда ей хочется; вы здесь хозяин, поэтому заставьте её делать то, что нужно вам. Дайте посыл шенкелями. Он должен пройти как электрический заряд — от ног, через руки и ко рту”.

“Как перейти с галопа на рысь? Внешний повод, внутренний шенкель. Блокируем лошадь внешним поводом, но так, чтобы не повернуть её голову наружу и не изменить постановление. Блокируем и тем самым решаем активности ведущую ногу, чтобы получить такой же результат, как до этого.Мы начинаем мах галопа с выноса вперёд внешней задней ноги, и если мы заблокируем её, мы включаем заднюю скорость.Усиливаем сдерживающее воздействие внешнего повода, не останавливая движения лошади вперёд и не меняя постановления. Даже в том случае, если вы почувствовали натяжение внешнего повода, лошадь  не должна менять постановление, иначе она может сменить ногу (Иногда я делаю перемену ног в воздухе, поэтому я должен быть очень осторожным в этот момент). Усиливаем сдерживающее воздействие внешнего повода, и одновременно с этим сдерживающим воздействием внешнего повода внутренний шенкель через седалище сразу же принимает лошадь и ставит её на движение рысью вперёд. Вы должны не допустить смены постановления. И постарайтесь быть очень деликатными. 

Внутренний шенкель поддерживает движение лошади вперёд. От внешнего повода — к внутреннему шенкелю, вы должны почувствовать эту связь и скоординировать её, и чем тоньше у вас это получится, тем лучше. Принятие повода на себя происходит через ваше тело и уходит в шенкель. Сидите глубоко. Сначала повод, затем шенкель. Лошадь не должна сократить свой мах, всё должно произойти очень плавно. Первые шаги после перехода — самые важные. Не позволяйте лошади уйти (замкнуться), поскольку чтобы её вернуть, вам понадобиться время. Какую бы ошибку лошадь ни сделала, предупредите её прежде, чем она замкнётся. 

Как перейти с рыси на шаг? Всё, что нужно сделать, — это сидеть спокойно, опустив свой вес в седло, и остановить движение ваших рук вперёд. Отдайте свой вес лошади, и она пойдёт шагом. Вы должны сохранять контакт с лошадью, иначе она уйдёт. Если этого по началу недостаточно, используйте обе руки в тот момент, когда ваше седалище опустилось в седло. Но сначала опуститесь в седло, а потом уже используйте руки. Вес опускается вниз, и мы слегка распрямляемся. Вы должны иметь одинаковый контакт в обоих поводьях. Вы всегда должны нести лошадь с собой — на шагу ли, на рыси, галопе, а также на прыжке. Таким путём вы создаёте усилие (нажим), двигая её на железо. Вы просто перестаёте сопровождать движение. Не тяните лошадь на себя, чтобы не спровоцировать её сопротивление”.

Некоторые упражнения для всадника.

Эти упражнения нужно сначала делать, стоя на месте. В дальнейшем их можно делать на шагу и затем на учебной рыси (в ритме движения лошади).

  1. Отведите руку назад движением по окружности. Нужно сидеть в седле распрямившись и спокойно. Голова неподвижна, взгляд устремлён вперёд. Смотрите весело, избавьтесь от умирающего выражения лица, улыбайтесь! Голова и противоположное плечо остаются неподвижными. Далее — отведите другую руку назад тем же движением. Затем поочерёдно отведите назад обе руки и вращайте их, подобно ветряной мельнице.
  2. Поверните лодыжки в сторону лошади круговым движением. Нет нужны выворачивать их наружу, поскольку они, видимо, сами примут такое положение.
  3. Поочерёдно раскачивайте ноги ниже колена назад и вперёд в противоположном направлении. Бёдра остаются неподвижными.
  4. Поочерёдно встряхивайте руками и ногами”.

“Каждый поворот — это гимнастическое упражнение, так что гните её в боку. Ей это не нравится, но заставляйте лошадь делать это правильно. Всё, что она хочет, — это отставить зад наружу или выставить плечо внутрь. Поэтому усиливаем нажим внутреннего шенкеля, чтобы не дать ей выставить плечо внутрь, и придерживаем внешним шенкелем позади подпруги, чтобы помешать ей отставить зад наружу. Сидите прямо. Когда лошадь повернёт в нужном направлении, ослабьте нажим шенкелей, и она пойдёт сама. Сидите спокойно, и лошадь обретёт равновесие. В момент поворота ослабьте нажим шенкелей.  Её задние ноги должны идти точно по линии передних. Самая распространённая ошибка — лошадь валится плечом внутрь. Это означает, что нет внутреннего шенкеля. Внутренним шенкелем нужно вытолкнуть её наружу, а ей этого не хочется”.

“Внимательно следите за положением поводьев на шее лошади. Используйте больше внутренний шенкель. Работая оттянутым вниз внутренним шенкелем с опущенным каблуком.ю вы тем самым помешаете лошади заваливаться внутрь. Смысл всей работы заключается в умении контролировать лошадь внутренним шенкелем. Проверьте это, стоя на месте. Наберите правый повод; что она сделает? Наберите левый повод; что она сделает? Она будет постоянно сваливаться внутрь или ступать внутрь плечом. Она не повернёт голову. Предупредите сваливание внутрь на повороте, оттянув вниз внутренний шенкель перед поворотом; не позволяете ей заваливаться внутрь. На шагу, рыси, галопе всё тело лошади должно всегда следовать за поводом. 

В особо трудных случаях сваливания лошади внутрь можно использовать внешний повод, чтобы помочь возвращению её на след (на линию движения), и тогда вы ослабляете внутренний повод, позволяя внутреннему шенкелю выполнить свою работу. Контроль над плечом лошади — это самое важное в процессе управляемого движения. Всё остальное вытекает из этого”.

“Исключительно важную роль играет посадка всадника. Главное — это сохранять равный вес на каждой седалищной кости, иначе лошадь, возможно, будет валиться в одну или другую сторону. Это первое, о чём вы должны думать. Это — цель каждого всадника, который сосредоточен на лошади и старается заставить её что-то исполнить. Перед тем как начать работу или попробовать что-то сделать с лошадью, проверьте свою посадку; после этого работайте лошадь столько времени, сколько вы можете сохранять свою посадку. Лошадь будет в порядке. Но как только вы потеряли посадку  — лошадь потеряна, и вы вместе с нею.

Теоретически, если бы мы умели идеально сидеть в седле и никогда не двигаться, мы могли бы только что заезженную лошадь в течении 6 месяцев подготовить к выступлению по программе Большого приза по выездке. В это трудно поверить, но это действительно так, если бы умели сидеть спокойно и никогда не двигаться. Однако, мы двигаемся, и мы понимаем, что мы изменили своё положение. И в тот самый момент, когда мы пошевелились, мы понимаем, что мы упустили лошадь; что мы потеряли постановление, что потеряли импульс, что потеряли движение, которое мы исполняли в этот момент. Сосредоточьтесь на посадке. Это самое главное. Включите своей здравый смысл: вы являетесь грузом, и если вы не сидите спокойно, лошадь не в состоянии исполнить что бы то ни было!

В принципе, мы не хотим от лошади ничего более того, чтобы она стала прямой, поскольку она от рождения склонна бочить. Поэтому мы стараемся её выпрямить и в процессе выпрямления развить у неё гибкость и эластичность, благодаря которым вы поможете ей расслабиться. Расслабляя лошадь и всё больше ангажируя её зад, вы можете добиться сокращённых аллюров и пиаффе, пируэтов на галопе, перемены ног в воздухе и т. д.

 Это — фундамент. Если его нет, вы будете строить на песке, и когда вы впервые соберёте лошадь, вы почувствуете, как песок уходит у вас из-под ног. И тогда, если вы относитесь к делу серьёзно, вам придётся начать всё сначала. Однако всегда лучше сразу начинать сначала и не пытаться ускорить, ускорить и ускорить. Нельзя требовать от лошади перемены ног на галопе в воздухе, если она к этому не готова. В данном случае “если она не готова” означает, что вы ещё не умеете держать её выпрямленной и с лёгкостью исполнять прямые и боковые сгибания. Когда вы научитесь всё это делать, сбор вам дастся легко. Я вспомнил сейчас слова Старого Учителя, который когда-то сказал мне, что я должен это сделать. Я поверил ему, и я сделал это. И, когда я сделал это, я понял, что он был прав”.

“Самая распространённая ошибка всадников — она же самая нелогичная. В чём она состоит? Мы не смотрим, куда мы едем.

…Когда вы смотрите вперёд и ваша лошадь начинает отклоняться вправо, что она в этот момент вам говорит? Вы сразу видите, чувствуете, вы понимаете, что вы сошли с направления. И поскольку вы ощущаете это в этот момент, когда это происходит, вы сразу реагируете и принимаете меры. Лошадь говорит: “Если ты хочешь, чтобы я шла по линии, которую ты наметил, работай активнее правым шенкелем”. Если лошадь отклоняется влево, усильте действие левого шенкеля. Итак, достаточно просто смотреть вперёд, чтобы ваша реакция была правильной”.

“Принцип линии, попробуйте его понять: каждая линия, по которой вы заставляете двигаться вашу лошадь, стараясь удержать её на этой линии, — это гимнастическое упражнение. Не удивляйтесь, если для достижения этого потребуется много усилий.

 ….Движение по заданной всадником линии является для лошади гимнастическим упражнением до тех пор, пока она не станет делать это с лёгкостью. тогда это превратится в повседневную работу. никакого напряжения уже не будет. И только тогда мы сможем её попросить “Ты не могла бы согнуться чуть больше?” Пока лошадь недостаточно гибка, она не может идти в сборе и без напряжения делать то, что от неё требуется”.

“Если вы, не жалея времени, сумеете добиться того, чтобы лошади действительно пошла вперёд, действительно выпрямилась и действительно стала гибкой. тогда вы можете начать беспокоиться о других вещах.

Добиться правильного движения лошади по намеченной линии и сделать её прямой — это самая трудная работа, и на неё требуется больше времени, чем на обучение всем боковым движениям, перемене ног в воздухе, пиаффе и всем остальным фигурам. Это — самая трудная работа, потому что это фундамент!

Если лошадь умеет гнуться, сохраняет баланс и эластичность, взяла железо и отзывчива на средства управления — всё остальное потребует лишь чуть больше гимнастики”.

“Мы хотим сделать большой поворот, и чтобы его начать,лошадь должна идти в один след. У нас одна нога следует за другой строго в один след, зад не отклоняется в какую-либо сторону, а задние ноги следуют точно по следам передних. Пока лошадь находится на железе, она, идя на поворот, сохраняет ритм и импульс. Она изогнута внутрь, и вес всадника распределён равномерно. Вот почему лошадь может это исполнить. Внутренний шенкель всадника сохраняет абсолютный контроль над движением вперёд; лошадь легко сгибается, отзываясь на действие внутреннего повода. Внешний повод, внешняя часть седалища и внешний шенкель контролируют работу зада, чтобы он не выпадал наружу и оставался на линии движения. Что ещё нужно? Внутренний шенкель посылает лошадь вперёд. Она принимает ваш вес и несёт вас в равновесии, поэтому она не пытается убежать, не пытается сдать назад, валиться в сторону, трясти головой и прочее.

Голова лошади должна всегда находиться в одном положении и никогда его не менять. Когда вы спокойно стоите на месте, на шагу, рыси, кентере, прибавленном галопе, кентере, рыси, шагу и при остановке — голова лошади никогда не должна менять положение или двигаться. Это означает, что лошадь идёт на железо, принимает его и что она гнётся. Но до тех пор пока вы чувствуете и видите, что нос лошади двигается вверх-вниз или поворачивается туда-сюда, до тех пор пока с её головой что-то происходит — это доказывает, что она ещё не идёт вперёд на трензель. Она ещё не научилась принимать трензель, потому что она не научилась быть достаточно гибкой, потому что её всадник не уделил достаточно времени тому, чтобы лошадь двигалась по заданной линии”.

“Если техникой малых шагов вы приведёте лошадь из “детского сада” к серьёзным, мощным прыжкам, это будет превосходно. Но если вы форсируете её подготовку, потому что вам не терпится занять призовое место, это означает, что вы лишены здравого смысла. Никогда не рассчитывайте, что лошадь будет лучше, чем вы сами. Если она не может что-то сделать, ради Бога, не говорите, что она “упрямое животное”, но наберитесь смелости спросить: “Что я сделал неправильно? В чём моя ошибка?” Это должно стать железным правилом всадника на всю жизнь. Чем меньше вы будете винить лошадь и чем больше винить себя, тем скорее вы добьётесь успеха”.

“Есть ли смысл в том, чтобы отрабатывать прыжки лошади на рыси? Да, есть. Не работайте на галопе до тех пор, пока не научитесь высылать лошадь, увеличивать и сокращать мах её прыжков. Это позволит вам правильно подвести лошадь к точке отталкивания. Если вы не научились этому до начала прыжков, лошадь будет прыгать, если у неё много сердца. Но она будет идти без вашего участия и будет нестись по маршруту. Стоит ей увидеть первое препятствие — и она пошла… Так что не прыгайте через препятствия на галопе, пока лошадь не находится под вашим контролем полностью. Если лошадь растягивается, то потому, что ей хочется растянуться. и всадник не должен ей мешать. Но не разрешайте лошади растянуться перед тем, как она должны подобраться для отталкивания; а после — позвольте ей вытянуться”.

“Если вы сумеете подвести учеников к реальному пониманию своей лошади, вы добьётесь успеха в подготовке настоящих конников, а не пассажиров на конской спине, и это, само по себе, выработает у молодого всадника чувство ответственности и разумного подхода. А эти качества формируют человеческий характер.

Более того, если вам удастся добиться того, что молодой всадник поймёт и, таким образом, признает факт, что трудн предваряет награду ,вы сможете воспитать не только осознанного спортсмена-конника. Вы воспитаете весьма полезного члена общества — такого, кто глубоко осознаёт тот факт, что привилегии несут с собой долг и обязательства. Осознав это, молодой спортсмен обретёт правильное представление о счастье в жизни и наверняка не превратиться в так называемый отброс общества”.

«В мой первый день в Испанской высшей школе верховой езды в Вене мой Старый Учитель сказал мне: “Инструктор продолжает жить в своих учениках”. Если вы передадите мои мысли вашим ученикам, это будет означать, что когда я однажды закрою свои глаза, я закрою их в счастливом сознании того, что я буду ещё долго жить в мыслях  моих учеников”.


Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.