Обучение всадников,  Тренерам

Что делать, если начинающий всадник боится?

В той или иной степени страх испытывают практически все начинающие всадники. У кого-то это может быть едва уловимое неудобство из-за нового вида деятельности, а у кого-то это чувство даже может перерастать в панику.

Первое, что необходимо уяснить тренеру, это то, что страх у начинающего всадника – это нормально.

Второе – надо понять, какие цели вы перед собой ставите и каким конкретно тренером вы являетесь.

Поясню. Если вы тренер в спортивном клубе и ваша задача – подготовка молодых спортсменов по одной из специальностей конного спорта, то вам скорее всего некогда заниматься робким новичком. Вы спортивный тренер, ваши цели – это соревнования, опытные спортсмены, разряды и т.д.

Если это так – вас можно понять. Однако это не даёт вам право отказывать новичку грубо или относиться к нему без должного участия.

Если вам попался человек, который заведомо не подходит под ваши спортивные цели – очень вежливо и аккуратно объясните ему ситуацию и предложите альтернативы.

Укажите начинающему всаднику на то, что в нём присутствует страх. Объясните, что это нормально, но необходимо проработать. А для этого нужна более спокойная атмосфера и учебные лошади, так как спортивные лошади слишком чутки и импульсивны, и езда на таких лошадях в первое время при наличии страха может привести к наработке ряда плохих привычек (хватание за повод, наклон корпуса вперёд, хватание за лошадь ногами и т.д.).

Предложите человеку варианты, куда он может пойти. Наверняка вы знаете клубы по соседству или тренера на своей же конюшне, которые работают с любителями и готовы терпеливо обучать любого всадника.

И, конечно, скажите, что как только он перестанет бояться и почувствует себя уверенно в седле, получит хорошую базовую подготовку – все дороги (при его желании) будут для него открыты. Человек должен уйти от вас с чувством, что у него всё получится, просто нужно время и подготовка.

Не важно, станет ли этот всадник в последствии чемпионом или останется робким любителем — самое страшное, что вы можете сделать, как тренер – это отвернуть человека от верховой езды вообще. Это беда и ответственность за эту беду ляжет на вас.

Вернёмся к страху. Если вы охотно берётесь за любого ученика, если у вас есть спокойные лошади и вы готовы работать в этом направлении, вам стоит уяснить некоторые правила, чтобы помочь человеку справиться со страхом.

  1. Не пугайте новичка сами.

Это довольно распространённая привычка молодых тренеров. Чтобы казаться в глазах клиента «крутыми» и опытными, они сходу начинают рассказывать новичку множество удивительных историй.

 О том, как лошадь их понесла, несла через все овраги, деревья и кусты, а они при этом усидели верхом.

О том, как они летели с лошади прямо в барьер, а потом лежали полгода с переломанными конечностями.

О том, как лошадь скакала под ними с «козлами», вставала на свечку, а они героически всё это выдержали..

Как правило, эффект от таких историй бывает совершенно противоположным: вместо восхищения и желания «уметь так же», даже в меру смелые клиенты зачастую, обдумав озвученные риски, просто уходят, никогда больше не садясь в седло.

2. Сажайте новичка на самую спокойную лошадь на конюшне.

Конечно, даже у самой спокойной лошади могут быть свои «пунктики» в голове. Но в целом вы должны знать, что эта лошадь на этом манеже и в этих обстоятельствах в 90% случаев ведёт себя абсолютно адекватно и спокойно. Она умеет спокойно бегать на корде, терпеливо относится к ошибкам начинающих, знает все необходимые команды и максимально безопасна в общении и езде.

3. Не врите новичку.

Я считаю, что уверять человека в том, что с ним ничего не случится – ни в коем случае нельзя.

Человек должен понимать, что верховая езда — опасный вид занятий. С самого начала он должен знать, что лошадь – создание пугливое и при случае спасается бегством.

Но, как я уже говорила, не запугивайте новичка! Просто спокойно и сухо объясните ему, что может сделать лошадь, если она, например, чего-то испугается. Объясните, как действовать в этом случае. При этом сделайте акцент на том, что вы дали ему самую спокойную лошадь, которая, в целом, ничего не боится. и специально всадников не сбрасывает.

Уверять в полной безопасности можно только ребёнка до 7-8 лет. И это будет правдой, потому что он сидит на самой спокойной (может даже ленивой) лошадке с железной психикой, вы держите лошадь постоянно на корде (чомбуре), а при выполнении упражнений сами придерживаете ребёнка или его держит помощник.

4. Объясните всаднику, что падать – это нормально.

И падения на этапе обучения – всегда однотипны и совершенно не страшные.

Конечно, вы должны при этом создать все условия, чтобы это было правдой. Лошадь должна быть спокойной. Даже пугаться «спокойно», без попыток избавиться от всадника.

У плаца обязательно должно быть ограждение, которое лошадь ни при каких обстоятельствах не перепрыгнет, а выходы из манежа должны закрываться. На манеже не должно быть опасных предметов, о которые всадник может травмироваться при падении.

Всадник обязательно должен быть в жокейке. И, конечно, вы должны потребовать справку от врача, что всаднику разрешается ездить верхом, а «рядовые» падения не приведут к каким-то тяжелым последствиям.

5. Разговаривайте со своими всадниками.

Подробнее о разговоре, как об инструменте обучения написано в статье «Разговаривайте со своими учениками». Повторюсь, что во время выполнения каких-то упражнений или просто езды шагом/рысью на корде беседа помогает отвлечь человека от его страхов, перевести верховую езду в разряд комфортных и обыденных действий, совершая которые можно даже вести непринуждённую беседу.

6. Не провоцируйте опасные ситуации.

Если вы знаете, что сегодня ваша лошадь испугалась в дальнем углу, потому что там внезапно за ночь выросли новые кусты, а посадить новичка на кого-то другого нет возможности – не отправляйте его в тот угол. Сократите манеж на половину, проведите занятие полностью на корде или отправьте шагать со всадником помощника, который придержит лошадь, если что. На первых порах необходимо создавать максимально безопасные ситуации.

7. Давайте задачи по силам.

Это относится ко всем ученикам, конечно, но особенно к тем, кто боится.

Бывает, что физически человек может выполнить задание, но ему мешает страх. Разрешайте человеку отказаться от задания в случае страха. Вы никуда не торопитесь.

Конечно, стоит научиться отличать, когда человек действительно боится, а когда он (например, ребёнок) просто ленится и пытается избежать не интересного или требующего усилий задания. Но если вы видите, что человек действительно боится – снизьте требование и попросите сделать что-то другое. Боится человек сегодня ехать галопом – не заставляйте или возьмите на корду, если он не боится сделать галоп на корде. Так вы будете постепенно подкреплять в человеке уверенность. Всё придёт. Дайте всаднику время.

8. Вселите всаднику веру в себя.

Объясните ему, что страх – это совершенно нормально. Поясните, что на преодоление страха может уйти много времени, но и в этом нет ничего необычного. Подмечайте прогресс всадника, даже небольшой. Вам необходимо, чтобы человек поверил в себя. Чтобы он знал, что страх – это не признак отсутствия таланта. Это просто временное явление, преодолев которое он сможет стать очень хорошим, опытным и успешным всадником.

Страх – это очень сильное чувство. Если не считаться с ним – можно получить очень много проблем, начиная от плохой посадки, заканчивая грубым и «истеричным» поведением всадника.

Не торопитесь и проявите терпение и уважение к своему ученику. Страх – это поправимо. Не поленитесь пройти через него вместе со своим учеником. Наградой вам станет уверенный, умелый и благодарный всадник. Этого того стоит!

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.